И почему так получилось, что значение его сильно занижено, а командир Семен Александрович Шестаков до конца своих дней так и оставался в опале, в отличие от народных героев Ляпидиевского, Чкалова, Гризодубовой?.. Мало что говорят сегодня и имена его товарищей.
Ответ на многие вопросы мы находим в архивах газеты «Труд»: историки авиации говорят, что затянувшийся рейс «Страны Советов» затмили беспосадочные перелеты в Америку через Северный полюс. К тому же, как выяснилось, Сталин, который еще с весны 1929 года держал на контроле вопросы подготовки перелета, не приветствовал назначение Шестакова командиром экипажа, и стоит только удивляться, как он вообще был допущен к полету? Оказывается, еще в 1927 году Семен Шестаков, триумфально слетавший на разведывательном «АНТ-3» в Токио и обратно, демонстративно покинул партийное собрание управления Военно-воздушных сил и, в знак несогласия с позицией партии в области экономики, положил на стол партийный билет. До 1937 года было далеко и за такое еще не расстреливали, но из партии строптивца турнули. Каким образом удалось убедить злопамятного «отца народов» в необходимости направить за океан «раскаявшегося оппозиционера», свидетельств не сохранилось. Кстати, о триумфальном полете советского самолета «Страна Советов» в США Сталин в своей эпохальной статье «Год великого перелома», опубликованной 7 ноября 1929 года, не сказал ни слова.
По-разному сложились судьбы участников перелета. Семен Шестаков в начале 30-х годов командовал эскадрильей тяжелых бомбардировщиков на Дальнем Востоке, в годы Великой Отечественной войны – бомбардировочным, а затем истребительным авиаполками. В одном из воздушных боев весной 1943 года полковник Шестаков был сбит, в руки к немцам попал уже мертвым. Но фашисты, обнаружив документы знаменитого летчика, запустили информационную «утку», представив всему миру его плененным власовцем. Темное пятно на его светлом имени лежало до тех пор, пока оставшиеся в живых партизаны не поведали всю правду о сбитом летчике.
Филипп Ефимович Болотов в Первую мировую войну был подводником. Последующую свою жизнь посвятил службе в морской авиации летчиком-испытателем, после войны серьезно заболел и умер.
Дмитрий Виссарионович Фуфаев все свои знания и умение отдал развитию авиационной техники. Командовал авиаотрядом в Магаданском «Дальстрое», не раз попадал в нередкие в полярных краях авиационные передряги, после войны был списан с летной работы, вернулся в Москву и разбился – уже пассажиром, полетев в санаторий в Прибалтику.
Более благосклонно обошлась судьба с Борисом Васильевичем Стерлиговым. После знаменательного перелета он полтора десятка лет был флаг-штурманом ВВС, дослужился до звания генерал-лейтенанта. Во время Великой Отечественной войны возглавлял штурманскую службу ВВС, непосредственно участвовал в организации налета советских бомбардировщиков на Берлин 22 августа 1941 года. В 1942 году разработал аэронавигацию воздушной трассы из США в СССР через Аляску, Дальний Восток, Сибирь для переброски американских самолетов по ленд-лизу. Руководил штурманской службой при разгроме Квантунской армии в советско-японской войне 1945 года. После войны – главный штурман ВВС. С осени 1947 года преподавал в Военно-воздушной академии. Умер в 1971 году в Москве.
Память о первом перелете советского самолета «Страна Советов» из России в Америку бережно хранят в США. Из поколений в поколения передается история о том русском самолете, который, добравшись до Нью-Йорка, трижды облетев статую Свободы, приземлился в Новом Свете. Это событие увековечено там памятной мемориальной доской. В 1986 году в округе Нассау (под Нью-Йорком) в местном национальном музее «Колыбель авиации» был открыт специальный стенд, посвященный перелету. Его создатель и хранитель, член муниципального Совета, сам бывший авиатор Ч. Добреску.
–Люди должны помнить историю, чтобы лучше понимать день сегодняшний и день завтрашний, – так объяснил Ч. Добреску свою активную работу по сбору информации о самолете «Страна Советов». Перелет героического экипажа в том далеком 1929 году остается и должен оставаться в истории мировой авиации, в памяти нашего народа.
Сергей Тимофеев,
ученик 11 класса школы р.п. Многовершинный.
Кто-то, желая смутить Пушкина, спросил его в обществе:
- Какое сходство между мной и солнцем?
Поэт быстро нашелся:
- Hи на вас, ни на солнце нельзя взглянуть не поморщившись.