Рекламный баннер 990x90px ban1
92.51
98.91
Рекламный баннер 468x60px main1

Забытые имена

 

Почему же так мало известно нам о памятном историческом перелете, о судьбах тех, кто внес неоценимую лепту в историю Российской авиации? Сегодня попытаемся приоткрыть завесу забвения о летчиках, которые во славу своей страны становились первопроходцами, несмотря ни на что, совершали великие подвиги. Сегодня, наверное, и не счесть, сколько «пионеров» авиации погибло при испытании новых самолетов. Тем весомее становится подвиг этой отважной четверки, совершившей, казалось бы, невозможное. Сумевших поднять многотонную махину в воздух и преодолеть на ней по неизведанному маршруту тысячи километров.

Подготовкой перелета занимались десятки учреждений не только в нашей стране, но и за рубежом, ведь нужно было все взвесить и продумать до мелочей: доставить в пункты предполагаемых посадок горючее, запасные части… Посадки планировались в Благовещенске, Хабаровске, Николаевске-на- Амуре, Петропавловске-Камчатском. В эти города нужно было доставить все, что необходимо для успешного выполнения задания. Так, например, сугубо сухопутную машину в Хабаровске переоборудовали в гидроплан, а уже в Америке (Сиэтл) снова поставили на колеса. Эти преобразования отрицательно сказывались на аэродинамике самолета, требовали от пилотов дополнительной концентрации и умения произвести взлет и посадку в любых условиях.

Сегодня приходится с сожалением констатировать, что, несмотря на пилотируемый лучшим (к тому времени) экипажем, первый старт «Страны Советов» оказался неудачным. Не долетая до Читы, самолет, попав в сложную метеорологическую обстановку, произвел вынужденную посадку в глухой тайге.  По одной из версий, полет проходил нормально, но в какой-то момент опытный летчик совершил непростительную ошибку – решил, чтобы сэкономить время, не останавливаться на дозаправку и до наступления темноты добраться до Читы. За 80 км до этого города закончилось горючее, оба двигателя заглохли. Шестаков посадил самолет на кроны деревьев, только это спасло экипаж от неминуемой гибели. Но больше всего экипаж волновало то, что руководство вообще откажется от самой идеи перелета. Оставив разрушенную машину на месте аварии, летчики вернулись в Москву. Комиссия, не дожидаясь окончательного расследования аварии, разрешила экипажу в том же составе, на аналогичном самолете, стартовать вторично. Дорога была каждая минута, в противном случае, американцы могли опередить нас и совершить межконтинентальный перелет первыми. Начальную оплошность как бы забыли, но, судя по дальнейшим событиям, не простили.

23 августа экипаж на втором самолете «Страна Советов» стартовал вновь. Первый этап перелета Москва – Хабаровск (протяженностью 7000 км) был покрыт за 45 часов 25 минут. Самолет благополучно прошел Урал, Восточную Сибирь и вошел в зону Дальнего Востока, держа курс на Благовещенск. Этот этап проходил в условиях непогоды, туманов, встречных и боковых штормовых ветров, с посадками в Челябинске, Иркутске и других населенных пунктах. 3 сентября 1929 года подлетели к Хабаровску. Бескрайнее море воды просматривалось с воздуха и казалось, что город стоит на острове. Самолет на летном поле встречали хабаровчане, разложившие костры вдоль границ аэродрома, дым которых указывал направление ветра. И вот воздушный корабль, разбрызгивая грязь, покатился по посадочной полосе. Один из встречающих, ощупывая машину, сделал заключение, что собрана она из цинка. Все дружно засмеялись, но никто не смог угадать, из какого сплава сделан на самом деле самолет. Ясность внес летчик Болотов, рассказавший любопытствующим, что машина собрана из нового сплава кольчугалюминия. После многолюдного митинга, на котором хабаровчане от всего сердца приветствовали пилотов, Б. Стерлигов (авианавигатор) обозначил цель и маршрут перелета, довел до сведения собравшихся, что от экипажа не ждут скоростных рекордов, главной целью полета считается проверка качества машины при дальнейшей эксплуатации. Он отметил, что первый «сухопутный» этап летчики преодолели удачно, несмотря на шквальный ветер в небе Сибири, бури в районе Байкала, проливные дожди под Хабаровском. Но самая трудная задача, отметил Стерлигов, ждет экипаж при перелете через океан, так как он будет выполнен практически впервые.

В Хабаровске закончилась первая часть межконтинентального перелета. Здесь же предстояло сменить колесное шасси на поплавки, дающие возможность «Стране Советов» приводняться, поскольку дальнейший путь пролегал над Амуром, а от Николаевска до американского континента – морем.

 Продолжение в следующих номерах «АЛ».

 

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 468x60px main2
Рекламный баннер 240x200px right1
Рекламный баннер 240x200px right2
ПоздравленияВсе
Рекламный баннер 240x200px right3
АнекдотВсе

Кто-то, желая смутить Пушкина, спросил его в обществе:
- Какое сходство между мной и солнцем?

Поэт быстро нашелся:
- Hи на вас, ни на солнце нельзя взглянуть не поморщившись.