– Родом я из большого, красивого, некогда довольно зажиточного села Сахаровка, расположенного между Маго и Иннокентьевкой. Родилась в семье Николая Устиновича и Анны Васильевны Крутовых в 1930 году. У меня есть две младшие сестры Екатерина и Надежда, тоже учителя.
В 1941 году начала обучение в четырехлетней начальной школе № 1. Когда началась война, мужчин можно было на пальцах пересчитать. Один хромой дед да подростки 14-15 лет. С 20 мая по 1 октября работали в засольном цехе на заводе. Засольный мастер следил за тем, чтобы рыба была хорошо вымыта. Самое трудное и тяжелое – мыть соленую рыбу. К вечеру руки немели. Окучивали картошку, пололи капусту, поливали, собирали под палящими лучами солнца сено. И так все четыре военных года. У всех работы хватало.
В Победу верили. Это чувство помогало нам не терять силу духа. Весть о Победе над фашистской Германией застала на уроке русского языка, у нас должен был быть диктант, естественно, он не состоялся. Помню, что весь город был красным от флагов. Запомнились мне только два события, которые отмечались так масштабно, торжественно и с таким объединяющим чувством – День Победы и полёт Юрия Гагарина в космос.
– Горжусь тем, что стала одной из выпускников 1949 года, – говорит Клавдия Ивановна, – именно в этом выпуске многие ребята выбрали профессию педагога и не свернули с него. Через несколько лет стала делегатом всесоюзного съезда учителей, на котором и встретилась с одноклассниками.
В альбомах Клавдии Николаевны множество фотографий. Их особенность в наличии подписей с именами изображенных людей.
– Училась в институте хорошо, стипендию получала, – рассказывает К.Н. Софинская. – Много литературы читать нужно было. Не только готовилась к занятиям за учебниками, но и ходила с однокурсниками смотреть все советские кинопремьеры. Запомнилась, встреча с группой артистов, которые приезжали в Хабаровск для презентации фильма «Молодая гвардия». В 1953 году окончила Хабаровский государственный педагогический институт. Начала трудовую деятельность преподавателем истории в Николаевском-на-Амуре педагогическом училище.
После рождения сына Бориса, в 1954 году перешла в школу № 1. Мне как молодому учителю – новому члену педагогического коллектива приходилось трудно. Благодарна за помощь в первые годы работы директору школы Владимиру Ивановичу Гулевскому и учителю английского языка Долине Никитичне Скурлатовой.
С 1954 по 2008 годы работала учителем истории в средней школе № 1. За 55 лет педагогической деятельности в одном образовательном учреждении дала путевку в жизнь нескольким поколениям нижнеамурцев. Награждена медалью «За доблестный труд», «Отличник народного просвещения» и «Заслуженный учитель школы РСФСР».
В 2005 году К.Н. Софинской за большой вклад в дело обучения и воспитания молодого поколения, многолетнюю плодотворную педагогическую деятельность присвоено звание «Почетный гражданин города Николаевска-на-Амуре».
– За 54 года педагогической практики было всякое: подъемы и падения. Да такие, что после них оправиться было сложно» – добавляет Клавдия Николаевна. – Самыми лучшими годами моей учительской жизни были восемь лет работы организатора внеклассной деятельности. В мои обязанности входило проведение конкурсов, олимпиад, линеек, вечеров молодежной песни, вечеров, посвященных комсомолу. С ребятами ходили на Орбиту, посещали Чныррахскую крепость…
Самыми тяжелыми и тревожными днями стала подготовка и проведение семинара о В.И. Ленине для учителей Николаевского района в 80-е годы прошлого столетия. Входила в секцию историков, состоящую из трех учителей. За три дня до семинара на больничный ушел один из учителей, у второго педагога заболел ребенок. Коллектив школы всегда придет на помощь. На ходу за три дня вместе с Майей Зайцевой и Татьяной Кваша прочли необходимую литературу, подготовили доклады.
За годы педагогической деятельности никогда на учеников не повышала голос. Уверена, что отношения между учеником и учителем должны строиться на взаимоуважении, поэтому очень много времени уделяла общению с учениками. Для этого делала опрос: какой классный час ученики хотели бы. С учетом их предложений мероприятия получались интересными. На уроках обществознания проводила тестирование на определение черт характера, которыми хотелось бы обладать ребятам, от каких – избавиться. Чаще всего доброжелательность противопоставлялась ненависти, предательству, злости, лукавству. Один класс даже в процентах определял честность, доброту и другие качества – получалось очень интересно.
Часто с учениками размышляли, анализировали ту или иную ситуацию, рассматривали её с разных сторон. До спора дело доходило, когда разговор был на религиозную тему.
Клавдия Николаевна организовала лекторскую группу для выступления перед рабочими. Ученик Игорь Палаткин мог свободно, без листа прочесть лекцию.
Заслуженный учитель считает, что самым важным в работе педагога – суметь донести до школьников необходимую информацию. Учитель должен быть ведущим, направлять ход урока. В конце занятия каждый ученик должен сделать для себя вывод, подвести итог, закрепить новые знания. – Урок не просто пришел, объяснил и ушел, – говорит Клавдия Николаевна.
– Сыновья Борис и Виктор учились в школе № 1, где я работала. Они сами решили в школе называть меня официально – Клавдией Николаевной. Отучившись, сыновья выбрали профессию строителя. Сейчас старшему сыну 61 год, младшему исполнилось бы 57 лет. У меня два внука и четыре правнука.
Первый фильм, который посмотрела – «Руслан и Людмила». Люблю смотреть жизнеутверждающие фильмы, читать и перечитывать книги. Рекомендую прочесть «Порт-Артур», «Семья Звонаревых» А.Н. Степанова. В библиотеке хранится серия книг Б. Акунина о Э.П. Фандорине, романы и детективы Т. Устиновой, «Унесенные ветром» М. Митчел, «Поющие в терновнике» К. Маккалоу. Не устаю поражаться образу женщины с сильным характером – Скарлетт О’Хара. У героев этих произведений есть сила воли, характер, пробую брать с них пример. Читаю местные газеты.
Самый счастливый день для меня – день, когда я лежала в больнице со сломанной ногой. Не удивляйтесь, – с улыбкой говорит педагог. – В тот день весь мой класс пришел меня навестить, каждый принес по гвоздике. Был последний звонок и их приход растрогал меня до слез.
Прав Дмитрий Менделев в том, что вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян.
Надежда КЛОВУН.
Фото из архива К.Н. Софинской.
Кто-то, желая смутить Пушкина, спросил его в обществе:
- Какое сходство между мной и солнцем?
Поэт быстро нашелся:
- Hи на вас, ни на солнце нельзя взглянуть не поморщившись.