В 1976-1987 годы построено 10 сторожевых кораблей, предназначенных для обеспечения военных баз необходимыми материалами и продовольствием. Суда строили для Японии, Индонезии, Алжира, Египта, Кубы, блок-модули – верхние строения стационарной буровой платформы – для социалистической республики Вьетнам. Суда, изготовленные на Николаевском заводе, эксплуатируются до сегодняшнего дня.
Значительный вклад предприятие внесло в развитие культуры и спорта Нижнеамурья. Возводились многоэтажные жилые дома, открывались социальные объекты, спортивные залы, плавательный бассейн, лыжная база.
В 1973 году начала работу Николаевская теплоэлектроцентраль (ТЭЦ). В 1985 году – завод крупнопанельного домостроения «Мобиль» строительного треста № 23.
Морской порт был весьма загружен, на рейде всегда стояло много морских судов, в том числе и иностранных. Здесь находилась база по снабжению северных районов края. Практически каждый день под марш «Прощание Славянки» от причала Николаевска-на-Амуре уходил большой пассажирский теплоход до Хабаровска.
В 1970-80-х годах шла активная застройка центра города жилыми домами. Были введены в эксплуатацию многие социальные объекты.
Время перестройки застало реконструкцию города на самом взлёте. После некоторого затишья в строительстве, в 2001 году открыт храм Святителя Николая. В середине 2000-х годов появилась возможность практически круглогодичного проезда по автодороге Хабаровск–Селихино–Николаевск, что значительно улучшило снабжение города в зимний период, дало возможность организовать доступное по цене пассажирское сообщение с краевым центром. Николаевск-на-Амуре был известен во всей стране, так как район занимал одно из ведущих мест по золотодобыче.
В 2008 году Николаевская ТЭЦ переведена на более дешёвый вид топлива – газ. Газификация продолжается и сегодня. В городе появилась оптико-волоконная связь.
Жилищное строительство в Николаевске-на-Амуре получило новое развитие. Почти полностью снесены деревянные бараки, на их месте появляются благоустроенные малоэтажные жилые здания. Вместе с тем, здесь присутствует редкое архитектурное соседство свидетелей славного прошлого – дореволюционных зданий, строений второго рождения города с современными постройками. Введены в эксплуатацию новая взлётно-посадочная полоса, по техническому оснащению способная принимать самолёты типа «Superjet-»100, современное здание аэропорта. Налажено круглогодичное транспортное сообщение с краевой столицей, возрождается судоремонт, наращивает мощность золотодобыча, рыбная промышленность.
Кто-то, желая смутить Пушкина, спросил его в обществе:
- Какое сходство между мной и солнцем?
Поэт быстро нашелся:
- Hи на вас, ни на солнце нельзя взглянуть не поморщившись.