Но не всем известно, что еще в декабре 1929 года состоялся перелет советских пилотов по маршруту Москва – Дальний Восток – Нью-Йорк на моноплане АНТ-4 «Страна Советов», с посадкой в Николаевске-на-Амуре, пилотируемого С.А. Шестаковым, Ф.Е. Болотовым, Б.В. Стерлиговым, Д.В. Фуфаевым.
Люди старшего поколения нередко ставят в укор молодежи, что, дескать, кроме Интернета, ничего их не интересует, не любят и не изучают они историю своей Родины. Но ученик 11 класса школы Многовершинного Сергей Тимофеев опроверг это мнение, проведя глубокую исследовательскую работу, посвященную межконтинентальному перелету самолета «Страна Советов», предоставленную на районную научно-практическую конференцию «Путь в науку». Отдельные выдержки из его исследования напрямую пересекаются с беспосадочным перелетом экипажа Чкалова.
Тема эта стала близка потому, что перелет проходил через два континента и океан, с остановкой в Николаевске. Команда отважных летчиков преодолела огромное расстояние в 7950 км, затратив на это 167 летных часов. Перелет стал возможен благодаря исключительным (по тем временам) техническим характеристикам самолета туполевского конструкторского бюро АНТ-4: полетный вес машины 6712 кг, максимальная скорость 200 км/час, мощность двух двигателей германского производства БМВ – 1200 лошадиных сил, длина 18 метров, размах крыльев 28,7 м, возможность смены колесных шасси на поплавки. Технические характеристики самолета, дальность и скорость полета – все это, при желании, можно найти в Интернете, но почему факт осуществления полета, который прошел на 7 лет раньше чкаловского, не так известен, как перелет Байдукова, Белякова, Чкалова? – задается вопросом школьник. – Какие исторические уроки, последствия он имел, раз так скудна информация о нем? Почему нет Памятного знака или хотя бы таблички в Николаевске, посвященной этому событию? Кто и когда запретил афишировать сведения о героическом перелете? Эти вопросы так и роились в его голове. Поэтому было принято решение исследовать все имеющиеся источники информации, которые смогли бы пролить свет на межконтинентальный перелет советских пилотов через океан. Главной целью исследовательской работы стало восстановление исторической справедливости, возможности признания значимости событий 87-летней давности, которые наложили неизгладимый отпечаток на развитие авиации на Дальнем Востоке и Николаевска-на-Амуре, в частности.
Итак, перенесемся в далекий 1929 год. Совсем скоро исполнится 90 лет – юбилейная дата в истории авиасообщения между материками – Евразией и Северной Америкой. Впервые в 1929 году открыт авиамаршрут не только мирового масштаба, но и на Дальнем Востоке. Из Хабаровска в Николаевск впервые вылетел самолет, доставивший в наш город авиапочту. Этот рейс открыл авиасообщение между краевой столицей и нашим периферийным городом, продолжив свой маршрут по первому воздушному мосту Москва – Нью-Йорк. Преодоление воздушного пространства над Охотским морем в 1200 километров, а затем и над Тихим океаном до этого не имело прецедентов, заняло по времени 54 часа 57 минут из 167 часов, потраченных полностью на маршрут от Москвы до Нью-Йорка. Это был результат, по тем временам, достойный занесения в Книгу рекордов Гиннеса. Все происходило впервые и было связано с риском для жизни, огромным напряжением сил, испытанием на прочность как техники, так и человеческих возможностей. Ведь за время перелета происходили и отказы аппаратуры, и поломки двигателя… И только самоотверженный, целеустремленный подвиг наших пилотов мог стать гарантией успешного завершения заокеанского воздушного путешествия. В воздушном пространстве в 20 – 30-е годы прошлого столетия уже начиналось негласное противостояние двух великих держав – Советского Союза и США. В начале 1929 года стало известно, что американцы готовятся совершить перелет из штатов в Европу через территорию нашего государства. Эта новость заставила в кратчайшие сроки советское правительство одобрить маршрут перелета АНТ-4. Почти везде новый маршрут повторял пути русских мореходов XVIII – XIX веков, плавающих вдоль побережья Северо-Западной Америки. Оставалось только осуществить задуманную идею. Сложно представить, что такую «громадину» можно было не только разогнать до 200 км/час, но и поднять в воздух. Здесь не обошлось без мастерства искусных пилотов С. Шестакова и Ф. Болотова.
Продолжение в следующих номерах «АЛ
Кто-то, желая смутить Пушкина, спросил его в обществе:
- Какое сходство между мной и солнцем?
Поэт быстро нашелся:
- Hи на вас, ни на солнце нельзя взглянуть не поморщившись.