Инфраструктура поддержки развития сельскохозяйственных товаропроизводителей
В целях поддержки сельскохозяйственного производства в крае в конце 2015 года созданы два новых объекта инфраструктурной поддержки: АНО “Краевой сельскохозяйственный фонд”; Региональный центр инжиниринга. Основными целями деятельности Фонда является: оптимизация всех хозяйственных связей в системе сельскохозяйственной кооперации на селе; развитие системы материально-технического обеспечения производителей продовольствия; повышение качества продовольственных товаров за счет увеличения объемов собственного сырья, использования пищевых лесных ресурсов. С помощью Фонда планируется создать разветвленную сеть производства, переработки и поставок продовольствия по всей территории края и начать именно с малых форм.
Направления деятельности АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд»
Финансирование Фонда в декабре 2015 года составило 35 млн. руб. В текущем году Фонду планируется выделить ещё 40 млн. руб. Что на эти средства сделано и будет сделано в дальнейшем? В конце 2015 года Фондом создано 2 производственных кооператива. Производственный кооператив “Полётненское” (переработка молока от ООО “Полётненское”, ЛПХ, КФХ). В настоящее время ведётся подбор поставщика на поставку и шеф-монтаж молочного модуля мощностью 6 тонн продукции в сутки. Плановые сроки: запуск модуля – 1 мая 2016 года, выход на проектную мощность – 1 сентября 2016 года. Производственный кооператив “Вяземский” (переработка продукции растениеводства). В настоящее время ведётся подбор и комплектация оборудования для цеха переработки и консервирования сельскохозяйственной продукции (стоимостью 6,3 млн. руб.). Подготовлено помещение цеха. Плановый срок завершения сертификации оборудования и запуск в тестовом режиме – до 1 июня 2016 года. Для снабжения цеха сырьём, обеспечения производства продукции заключено 57 предварительных договоров поставки сельскохозяйственной продукции с гражданами, проживающими в Вяземском муниципальном районе. До конца года планируется заключение не менее 300 договоров. В целях восстановления системы заготовительных пунктов в 2016 году планируется создание заготовительных пунктов по сбору недревесных продуктов леса (дикоросов). План на 2016 год – 10 заготовительных пунктов в отдалённых населённых пунктах края. Планируется заготовить не менее 30 тонн продукции (папоротник, ягоды, грибы, орехи).
Основные направления деятельности РЦИ в 2015 – 2016 году
Региональный центр инжиниринга (далее – РЦИ) для субъектов малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе края создан для оказания инженерно-консультационных услуг по созданию новых объектов и содействия технологическому переоснащению отрасли. Деятельность центра позволяет оказывать адресную технологическую поддержку, направленную на использование современных технологий и оборудования в агропромышленном комплексе края.
Расширение поддержки муниципальных расходов
В текущем году принято решение о расширении поддержки муниципальных расходов на развитие сельского хозяйства. В связи с этим, в новом проекте нашей государственной программы предусмотрено 4 вида субсидии, предоставляемых бюджетам муниципальных образований на поддержку граждан, ведущих ЛПХ – на содержание коров и свиноматок и на корма; дачных и садоводческих объединений на развитие транспортной и инженерной инфраструктуры; северного оленеводства; пчеловодства. Условия предоставления субсидий стандартные: наличие муниципальной программы; наличие нормативно-правового акта о порядке предоставления субсидий; наличие средств, предусмотренных в бюджете муниципального района; заключение между Минсельхозразвития края и ОМСУ соглашения. Данное решение принято для того, чтобы упростить администрирование оказания поддержки. Краевое министерство из Хабаровска не может проконтролировать соответствие фактического направления расходования средств выданной поддержки их целевому назначению. Главное, органы местного самоуправления будут самостоятельно определять необходимость оказания того или иного вида поддержки на территории района, исходя из целесообразности и бюджетных возможностей.
Расчёт средств субсидии для Николаевского района на поддержку граждан, ведущих ЛПХ
Для примера рассмотрим, на мой взгляд, самое целесообразное направление – поддержка граждан, ведущих ЛПХ, на содержание дойных коров и свиноматок. С учетом рекомендованных ставок, которые, кстати сказать, увеличились (по сравнению с 2015 годом) и числа животных, содержащихся в ЛПХ граждан, объём средств, который необходимо ежегодно предусматривать в бюджете района, составляет около 250 тыс. руб. В этом случае, в бюджет района дополнительно (в виде субсидии) поступит аналогичная сумма, а жители Николаевского района смогут получить 4500 руб. на содержание одной коровы и 1500 руб. на корма для нее; 2300 руб. на содержание одной свиноматки и 300 руб. на корма для неё. Если средств в бюджете района не хватает, муниципальным положением о поддержке могут быть предусмотрены более низкие ставки.
Устойчивое развитие сельских территорий
В 2013-2014 годах подпрограмма содержала только одно мероприятие по улучшению жилищных условий для сельских жителей. В 2015 году добавилось ещё одно – обустройство площадок под комплексную жилищную застройку.
В настоящее время министерством проводится работа по включению в подпрограмму “Устойчивое развитие сельских территорий” новых, дополнительных мероприятий: комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной инфраструктуры, в том числе фельдшерско-акушерскими пунктами, плоскостными спортивными сооружениями, учреждениями культурно-досугового типа); строительство (реконструкцию) сельских автомобильных дорог, ведущих к общественно значимым объектам и объектам сельскохозяйственного назначения; реализация проектов развития муниципальных образований, основанных на местных инициативах граждан (ППМИ).
Обращаю внимание на два обязательных условия для участия в мероприятиях, предусматривающих капитальное строительство: наличие ПСД на объект с положительным заключением государственной экспертизы; софинансирование из бюджета местного образования не менее 5% от стоимости проекта.
Участие районов в подпрограмме по мероприятию «Приобретение (строительство) жилья»
В крае реализуется несколько программ, помогающих улучшить жилищные условия граждан. Таких условий, как в нашей программе, нет ни у кого. Субсидируется 70% затрат гражданина на строительство (или приобретение на вторичном рынке) жилья, исходя из максимальной стоимости 1 кв. метра – 42,97 тыс. руб. Всего в 2013-2015 годах в рамках подпрограммы улучшили свои жилищные условия 112 человек, которые смогли приобрести (построить) 7,0 тыс. кв. метров жилья на общую сумму 186,3 млн. руб. Только три семьи Николаевского района воспользовались своим правом. Все они – жители Красносельского сельского поселения. В остальных поселениях нет проблем с жильём или администрации этих муниципальных образований просто не работают в данном направлении?! Для сравнения: за это время 41 житель Нанайского района смог улучшить свои жилищные условия.
Многие сетуют на сложность в подготовке пакета документов. Давайте рассмотрим выполнение каких обязательных условий необходимо заявителю для участия в данном мероприятии: соискатель должен проживать и осуществлять трудовую деятельность в сельской местности; он должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий; необходимо наличие у соискателя не менее 30% средств от общей стоимости строительства (приобретения) жилья (как правило, это ипотека). Какие документы подтверждают выполнение этих условий? Заявление и документы, удостоверяющие личность заявителя, членов его семьи, подтверждающие родственные отношения; выписка из домовой книги или копия финансового лицевого счета; справка о признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий; трудовая книжка (для работающих) или свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Кроме этого, от соискателя требуется ряд документов, характеризующих строящееся или приобретаемое жилое помещение. Перечень документов зависит от способа решения жилищного вопроса. Если человек собрался строить дом с нуля, требуются: разрешение на строительство дома; договор подряда на строительство дома с приложением сметы; договор аренды или свидетельство о собственности на земельный участок. При завершении ранее начатого строительства дома требуются: заключение об оценке стоимости незавершенного строительства, подготовленное лицензированной оценочной организацией; предварительный либо основной договор подряда на достройку жилого дома с приложением сметы. В случае приобретения уже готового жилья, необходим предварительный либо основной договор купли-продажи жилого помещения. Указанный пакет документов граждане представляют в орган местного самоуправления ежегодно, до 1 августа. Кому-то данный перечень документов может показаться избыточным, но он составлен по федеральным требованиям.
Реализация местных инициатив
Напомню, что с 2016 года ППМИ перешло под юрисдикцию Минсельхозразвития края, и мы сейчас вносим данное мероприятие в подпрограмму УРСТ. За время работы программы возросли значения основных показателей: число реализованных проектов, объёмы краевых средств и общая стоимость проектов, число благополучателей. Что касается участия Николаевского района, то в 2015 году от поселений района было подано 7 заявок. Победила, к сожалению, только одна заявка Красносельского сельского поселения – “Устройство открытой спортивной площадки” общей стоимостью 3 млн. руб. Пять заявок от Нигирского, Константиновского, Иннокентьевского, Нижнепронгенского сельских поселений и городского поселения “Рабочий поселок Лазарев” прошли конкурсный отбор, но, заняв 50, 55, 61, 70 и 68 места, соответственно, не были профинансированы по причине недостаточности баллов.
По имеющейся у нас информации, в текущем году планируется подача заявок от 9 поселений района (Константиновское, Красносельское, Пуирское, Озерпахское, Нижнепронгенское, Члянское, Нигирское сельские поселения, городские поселения «Рабочий поселок Многовершинный” и “Рабочий поселок Лазарев»). Плановая дата объявления срока – конец апреля.
Реализация мероприятия «Реконструкция (строительство) сельских дорог» в 2016 году
Ещё одно направление, на котором остановлюсь подробнее – это реконструкция (восстановление) сельских дорог. Сегодня состояние сельских автомобильных дорог далеко от нормативного. Во многих поселениях ремонт производится вообще по остаточному принципу (латочный ремонт) либо не производится вообще. Состояние же дорог, ведущих к агропромышленным предприятиям, зачастую волнует только самих сельхозпроизводителей. В рамках реализации мероприятия по реконструкции (строительству) автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции, в крае в 2016 году из федерального и краевого бюджетов планируется направить около 30 млн. руб. В результате будут реконструированы не менее 3 км дорог в 3-х населенных пунктах края. Обязательные условия участия стандартные: наличие мероприятий по реконструкции дороги в муниципальной программе с финансированием на год реализации не менее 5% от стоимости реконструкции (строительства) дороги; наличие проектной сметной документации и положительного заключения государственной экспертизы (краевой); предельная сметная стоимость реконструкции 1 км дороги не превышает 10 млн. руб.
Заключительная часть слушаний прошла в режиме вопрос-ответ. Будем надеяться, что сельское хозяйство на Нижнем Амуре постепенно станет возрождаться и придет время, когда мы снова будем пить домашнее молоко, есть мясо и овощи.
Подготовил Олег ЕВСЮГОВ.
Кто-то, желая смутить Пушкина, спросил его в обществе:
- Какое сходство между мной и солнцем?
Поэт быстро нашелся:
- Hи на вас, ни на солнце нельзя взглянуть не поморщившись.