На правой стороне Амура, в селе Подгорное, был небольшой судостроительный завод, который тоже строил корабли со стальными корпусами. Малое судостроение велось и в рыболовецких колхозах, которых было много на берегах Амура. Поэтому надо установить праздник корабелов Нижнего Амура для всех нижнеамурцев, которые внесли существенный вклад в развитие судостроения на Нижнем Амуре и которые еще построят не один корабль.
Можно смело сказать, что Николаевск-на-Амуре – город судостроителей. Еще в далеком 1854 году на зимовку прибыли команда фрегата «Паллада» и рота военнослужащих. К концу года население составило 820 человек. Были возведены 22 различные постройки: казармы, дома для офицеров, канцелярия, казначейство, магазины, развивалась промышленность, работали кузница, мастерская. Был построен небольшой эллинг для строительства судов. И это было естественным процессом. Люди осваивали берега могучей реки Амур и, конечно же, без плавательных средств ни о каком освоении водных просторов не могло быть и речи. Строились лодки, баркасы, кунгасы и даже плоты. Все это было жизненно необходимо для перевозки грузов, рыбалки, охоты. Постепенно город Николаевск становился городом кораблестроителей и рыбаков. Эти две отрасли развивались весьма успешно.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов рыбаки Нижнего Амура отправляли на фронт сотни тысяч тонн рыбы. Судоремонтный завод № 3 Министерства морского флота днем и ночью ремонтировал суда, в том числе большие, морские, осваивая металлическое судостроение. Судоверфь строила кунгасы для рыбаков, небольшие катера и буксиры.
С 1960 года судостроительный завод с каждым месяцем набирал обороты. Предприятие становилось градообразующим. Быстрыми темпами в городе и районе развивались другие отрасли промышленности: лесная, горнодобывающая, строительная. Расширялся порт, авиасообщение, город рос не по дням, а по часам. Николаевцы – это люди трудовой славы, которые построили красивый, благоустроенный город на Нижнем Амуре.
За годы плодотворной работы на предприятии рабочие, инженеры, техники, руководители постоянно награждались правительством: орденами Ленина награждены 5 человек, «Октябрьской революции» – 4 человека, Трудового Красного Знамени – 26 человек, Дружбы народов – 1 человек, Знак Почета – 32 человека, Славы II и III степени – 23 человека; медалями «За трудовую доблесть» – 28 человек, «За трудовое отличие» – 26 человек; лауреатами ВДНХ стали 29 человек; юбилейной медалью «За доблестный труд» в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина – 337 человек.
В 1980 году 120 человек были награждены Всесоюзным знаком «Победитель соцсоревнования 1980 года». Знаком «Ударник Х пятилетки» – 110 человек, «Ударник XI пятилетки» – 141 человек; медалью «Ветеран труда» – 600 человек, медалью «300 лет Российскому флоту» – более 500 человек.
Делегатом XXV съезда КПСС был фрезеровщик Николай Антонович Тучин. Делегатом XXVI съезда КПСС – директор завода Степан Васильевич Кажарский. Делегатом XVIII съезда КПСС – токарь Николай Михайлович Иванов. Делегатами комсомольских съездов: XVII съезда – слесарь Евгений Алексеевич Ваймугин; XIX съезда – электросварщик Анатолий Андреевич Блудов; XX съезда – электросварщица Марина Брониславовна Бурыкина; делегатом XIII съезда профсоюзов СССР – председатель завкома профсоюзов Евдокия Савельевна Чиунина; делегатом XIX Всесоюзной партийной конференции – электросварщик Василий Иванович Кулеш.
За годы XI-XII (пятилеток) коллектив завода 9 раз занимал призовые места во Всесоюзном социалистическом соревновании. Все эти факты говорят о том, что на заводе работали люди высококвалифицированные, которые своими руками создали крупнейшее предприятие на Нижнем Амуре. Велик вклад корабелов в освоение на Дальнем Востоке морских перевозок судами типа «река-море». Построенный сухогруз «Морской-1» грузоподъемностью 2 тыс.тонн положил начало морским перевозкам, в том числе и в Японию.
Высокую оценку получила основная продукция – рыболовные сейнеры и сейнеры-траулеры. Продукция завода известна в Египте, на Кубе, Южном Йемене, Корее, Китае, Вьетнаме, Болгарии. Одним из первых судостроительный завод начал выпуск товаров народного потребления, многие из них поступали в магазины города.
Судостроители одними из первых в Николаевске создали подсобное хозяйство, садово- огородный кооператив. Весомый вклад внесли заводчане в развитие культуры и спорта. Большим событием стало открытие плавательного бассейна в 1985 году, который был построен силами завода, артисты предприятия были известны не только в городе. А какие детсады строили заводчане, они были лучшими не только в городе!
Когда-то на въезде в город стоял большой щит с надписью «Наш город – город судостроителей». Ну а теперь надо поставить щит с надписью: «Наш город – город трудовой славы».
Кто-то, желая смутить Пушкина, спросил его в обществе:
- Какое сходство между мной и солнцем?
Поэт быстро нашелся:
- Hи на вас, ни на солнце нельзя взглянуть не поморщившись.