После танцевального представления на улице, каждому были вручены программки праздничного вечера. Согласно им посетителей ожидали музыкальные номера и немое кино. Гости уютно расположились в зале «Модерн», и ведущая и рассказала историю этого здания:
– Первое прошение по отводу земельного участка в городском сквере для устройства театра-иллюзиона было подано ещё в 1913 году, но отклонено городской комиссией. Отказ мотивировался тем, что местность разбита на аллеи, на которых находятся древесные насаждения. Кроме того предполагалось, что в недалеком будущем в сквере должен быть построен памятник адмиралу Невельскому. Год спустя строительство одноэтажного здания, которое в будущем окажется фешенебельным электро-кинотеатром «Модерн» было одобрено. Само здание принадлежало жительнице города мадам Шеболдаевой, перебившей своих конкурентов более высокими ставками, и в результате выигравшей в 1915 году земельные торги на долгосрочную аренду у города. Тогда-то иллюзион и распахнул свои двери в самом центре города.
Тут история прерывается, и молодой конферансье в цилиндре объявляет первый музыкальный номер – романс в исполнении Валентины Ивановны Новиковой под аккомпанемент Ирины Василевской и Марины Николаевой. Насладившись музыкой и красивым вокалом, зрители продолжили экскурс в историю иллюзиона.
– Сбор от продажи билетов был введен только 15 января 1918 года. Для контроля за билетами городской управой и милицией была создана специальная система их учета и регистрационные книги. Расчет с владельцами иллюзиона производился раз в месяц за количество фактически проданных билетов, они обязаны были еженедельно вносить в кассу управы сумму сбора, которая вычиталась в окончательном рассчете при сдаче корешков билетов. В свободное от показов время в зале давались концерты различных заезжих музыкантов и артистов.
Повествование снова прерывается и объявляется новый номер – произведение Петра Ильича Чайковского «Итальянская песенка» в исполнении музыкантов Елены Богдановой-Медведевой и Марины Николаевой.
Выступления артистов привлекали внимание посетителей модерна. Особой популярностью пользовались куплетисты. Они меняли свой репертуар каждый сезон, чтобы поддерживать к себе интерес. Куплеты затрагивали злободневные темы и имели социально-сатирическое звучание.
Виктор Моисеевич Бойко исполнил на балалайке романс «Я встретил Вас» и те самые куплеты, дошедшие до наших дней. Некоторые из них не потеряли своей актуальности.
В первый премьерный день зрительной публике «Модерна» были продемонстрированы юмористические картины «Макс Линдер не стесняется по-английски», «Пате журнал» и полнометражный фильм «Рукою матери убита». Фильмы, как правило, демонстрировались не более 3-х 4-х дней. В будни было 3 сеанса, а в выходные и праздничные дни добавлялся ещё один дополнительный сеанс. Основной репертуар кинотеатра тогда включал мелодрамы, приключения и детективы. С особым удовольствием Николаевцы смотрели хроникальные фильмы, такие как «Виды города Хабаровска» и «Постройка Амурского моста».
Подошло время завершающего номера – гвоздя программы. Гостям был показан немой юмористический фильм «Макс и хинная настойка», сопровождаемый аккомпанементом Екатерины Ереминой. Просмотр вызвал у зрителей положительные эмоции и поднял настроение, что было весьма кстати, ведь в завершении вечера их ждал легкий фуршет, где поделившись впечатлениями и обсудив будущие планы, гости пожелали дальнейших успехов музею и его работникам.
Сергей ТРУТНЕВ.
Фото Валерия СТЕПУКА.
Кто-то, желая смутить Пушкина, спросил его в обществе:
- Какое сходство между мной и солнцем?
Поэт быстро нашелся:
- Hи на вас, ни на солнце нельзя взглянуть не поморщившись.