– Проблема обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе всегда присутствовала. Особенно остро она стоит в сельских школах. Когда принимался ГОСТ для массовых общеобразовательных школ, о детях, которые имеют отклонения в здоровье никто не подумал. В городе имеется возможность обучения таких детей в специальной школе, в сельской же школе это сделать сложно. В классе с детьми, обучающимися по общеобразовательной программе учатся дети с ограниченными возможностями разных категорий: по слуху, по зрению, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью.
На сегодняшний день в нашей школе – 17 человек с задержкой психического развития разного возраста, но они этого не знают и на взаимоотношениях со сверстниками никак не отражается. С одной стороны хорошо, что они, находясь в коллективе вместе с другими детьми, не чувствуют себя какими-то другими или обделенными вниманием, с другой стороны, таким детям тяжело дается общеобразовательная школьная программа, но, тем не менее, наравне со всеми, они должны ее освоить. Единственное отличие в их пользу – итоговая аттестация в конце учебного года. Естественно, общешкольные показатели по успеваемости ниже, чем у других, но для нас – педагогов, все-таки важнее, чтобы дети не почувствовали «особого» к ним отношения. Теперь, в новом образовательном стандарте эти и многие другие моменты учтены, все мониторинги будут проходить с учетом категории и уровня развития ребенка.
Опыта обучения детей с ограниченными возможностями по отдельной программе в условиях массовых сельских школ еще нет, поэтому, имея необходимую базу, полный и качественный педагогический состав, мы приняли предложение управления образования администрации района по внедрению модели проекта успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Вопросов очень много, но надо сделать так, чтобы каждый такой ребенок обучался по специальной индивидуальной программе. Наша задача в этом проекте – к пятому классу школы выровнять детей с задержкой психического развития до уровня детей массовой школы, чтобы в дальнейшем они могли полноценно осваивать общую школьную программу. На базе нашей школы созданы все условия для приема детей, в том числе с задержкой психического развития, из других сел и поселков нашего района с круглосуточным проживанием. В учебном плане предусмотрена внеурочная деятельность по всем направлениям. Через год посещения кружков ребенок выбирает то, что ему интересно.
С 2015 года в нашей школе больше уделяется времени обучению математике, в связи с тем, что сельского ребенка подготовить для поступления в технические вузы может только школа. Другой возможности, которая есть у городских ребят у наших – просто нет. Особенно это касается учащихся из малообеспеченных семей (их большинство) и по-настоящему талантливых детей. Результат наших усилий – дети уезжают, поступают в вузы, учатся и строят карьеру.
От редакции:
В подтверждении своих слов гостеприимная и всегда открытая для общения Галина Александровна, провела нас по школе, показала столовую, библиотеку и спортивную площадку. Во время экскурсии мы зашли в 1 класс и были приятно удивлены тому, как лихо дети обращаются с индивидуальными нетбуками, как увлеченно работают на интерактивной доске. Надо сказать, что им это очень нравится.
На всей территории школы wi-fi. Посетив кабинет информатики, где каждый учащийся имеет свободный доступ к сети Интернет, мы окончательно убедились в том, что Красносельская школа ничуть не уступает по уровню, качеству обучения и оснащению нашим городским школам. Со 2 класса дети изучают информатику и английский язык, в 10-11 классах – обучение на профильном уровне (информационно-технологическом).
В здании интерната, где проживают дети из других сел – чистота и уют. Там есть спортивный (тренажерный) зал, зал для просмотра телепередач и проведения различных мероприятий, помещение для занятий кружка по изучению нивхского языка, выставочный зал изделий и поделок, сделанных руками детей, и еще много разных кабинетов и помещений, необходимых для внеурочной деятельности и отдыха детей. Они постоянно находятся в поле зрения воспитателей и медицинского персонала, поэтому родителям из отдаленных и труднодоступных сел района, которые все еще раздумывают отправлять свое чадо в школу-интернат с. Красное или нет, совет: – Отправляйте! В этой школе ваш ребенок, кроме комфортных условий проживания, сможет получить достойное и современной обучение с хорошей перспективой поступления в высшие и средние специальные учебные заведения. А это настоящая путевка в жизнь.
Ирина Сергеева.
Фото Евгения ГОРЯЕВА.
Кто-то, желая смутить Пушкина, спросил его в обществе:
- Какое сходство между мной и солнцем?
Поэт быстро нашелся:
- Hи на вас, ни на солнце нельзя взглянуть не поморщившись.