Прошло 115 лет. За это время таможенный пост входил в состав Приамурского таможенного поста Владивостокской таможни, был подчинен ликвидированной ныне Ванинской таможне. Здание таможни даже было сожжено в 1920 году. Но пост выстоял. С 3 апреля 2012 года Николаевский таможенный пост входит в состав Хабаровской таможни.
Чтобы подробней узнать о деятельности Николаевской таможни, корреспондент «АЛ» согласовал свои действия в крае, так как Николаевский таможенный пост является режимным объектом.
Встретила меня инспектор государственной таможенной службы Наталья Валерьевна Марченко. Несколько минут ожидания и начальник Николаевского таможенного поста Константин Вячеславович Злыгостев пригласил к себе в кабинет, где мы и начали разговор.
? Константин Вячеславович, расскажите нашим читателям о жизни и работе поста подробности, что называется изнутри
– С удовольствием все расскажу и покажу. Ни в одном издании города не было про нас исторической информации. Даже в краеведческом музее мне выдали коротенькую справочку с голыми датами. После сожжения Николаевска-на- Амуре в 1920 году, весь архив таможни, а это два вагона, был вывезен в Тюмень. Оттуда – во Владивосток. Но сами понимаете, где мы и где они. Добраться, чтобы почитать историю создания таможенного поста на Нижнеамурье крайне проблематично. Сегодня в порт прибывает опасный груз – цианид натрия для ГОКа. Вы можете поприсутствовать только на разгрузке. на это право у вас есть.
? Расскажите, как проходит процедура таможенного досмотра
– Нам заранее по Интернету приходит таможенная декларация, где прописано, что и в каком количестве прибывает в порт. На судно выезжают государственные таможенные инспекторы – в узком кругу ГТИ. Кроме того, обязательно присутствует врач. Он первым поднимается на борт, опрашивает членов экипажа, выявляет болезни, при необходимости вводит карантин. Далее идет сверка документов и товара.
? Контрабанда попадается
– Как шутят в крае – у нас танкобезопасное направление. Бывало, находили запрещенные для ввоза в РФ лекарственные препараты, незадекларированный груз, но не более. Однажды, правда, на китайском сухогрузе врач диагностировал у одного из членов экипажа высокую температуру. А в тот момент была пандемия вируса атипичной пневмонии. Его изолировали, провели необходимые тесты, выяснили что у него обычная простуда.
? Суда, каких стран, чаще всего заходят в Амур
– Китайские, реже японские и корейские. Везут в основном лес, технологическое оборудование. Мало кто знает, что вход в Амур со стороны Охотского моря мелководен. Глубина составляет не более пяти метров. Буквально неделю назад губернатор Хабаровского края Вячеслав Иванович Шпорт озвучил идею превращения Николаевского морского порта в порто-франк, то есть зону беспошлинного ввоза товара. Вот, к примеру, наш пост с начала работы навигации дал в федеральную казну более 223 млн. руб. таможенных отчислений, и это только за половину сезона. В случае открытия порто-франка, сумма снизится в десятки раз, но в Амур пойдут суда других стран, наладится торговля и товарооборот. Во Владивостоке порто-франк действует уже десяток лет. И каков результат! Вместо десятков судов в год, в порт заходят тысячи. В начале ХХ века в порту Николаевска их было так много, что они все не вмещались! Старую таможню даже называли «Цольгауз» – это немецкое слово обозначает «порт тысячи судов». В случае основания порто-франко история повторится. В порту будет множество судов, а у таможни будет много работы.
Кто-то, желая смутить Пушкина, спросил его в обществе:
- Какое сходство между мной и солнцем?
Поэт быстро нашелся:
- Hи на вас, ни на солнце нельзя взглянуть не поморщившись.