Звонок в редакцию Александра Сергеевича Павлова, главного специалиста ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» с просьбой найти возможность опубликовать в «АЛ» материал, который он подготовил, позволил журналистам стать причастными к трагедии, произошедшей недалеко от Николаевска.
Составителю книги «Алдано-Майские эвенки» Егору Егоровичу Винокурову с раннего детства врезался в память рассказ о трагедии, которая произошла с демобилизованными земляками. Егор запомнил его так: «Победители возвращались домой. Был октябрь месяц, и попасть домой по рекам Лена и Алдан в это время проблематично – они начали замерзать. Ждать, когда лед окончательно станет, еще два месяца. Появился вариант: из Николаевска-на-Амуре в порт Аян идут несколько шхун, а добраться до Усть-Маи по сибирским меркам можно очень быстро. Однако, все сложилось совсем не так, как ожидали солдаты. В октябре Охотское море «славится» жесткими штормами. Сразу после выхода из Амурского лимана началась сильнейшая качка, и шхуну разбило о камни у Шантарских островов. Сколько людей было на судне, неизвестно, но по рассказам, в Эжанцах после получения сообщения о гибели земляков несколько дней был траур.
А.С. Павлов рассказал эту историю Сергею Александровичу Ларионову, генеральному директору ОАО «Ленский объединенный речной порт». Тот отреагировал следующим образом: «Надо обязательно искать. На месте гибели земляков мы поставим памятный знак. Победители в самой страшной войне этого достойны!»
Трагическую страницу за давностью времени и закрытостью информации прочесть было очень трудно. Поиски шли в самых различных направлениях, пересказать невозможно. Стало известно, что 14 марта 1946 года водолазами аварийно-спасательной службы Тихоокеанского флота было обследовано зверобойное судно «Нажим», погибшее годом раньше в 60 милях от Николаевска. Координаты места гибели: широта – 53 градуса, 21 минута; долгота – 141 градус, 33 минуты. 7 секунд. Тем временем письма и запросы в различные инстанции начали проливать свет на трагедию. Появился полный список погибших при аварии шхуны «Нажим-24» 24 октября 1945 года в районе острова Байдукова. Их 27 человек, с именами и фамилиями («АЛ» опубликовал список на первой полосе еженедельника 9 сентября). Когда все тайны оказались раскрыты и возникла идея установки мемориального знака на острове Байдукове.
Мы несколько раз общались с Александром Сергеевичем по телефону, он рассказывал, как обстоят дела. Настоящий оптимист был уверен, что все трудности будут преодолены. Так и случилось. А.С. Павлов прилетел в Николаевск. 5 сентября он, и журналисты «АЛ» попытались отправиться на остров Байдукова, но из-за волнения на Амуре не рискнули. 6 сентября все сложилось. На катер погрузили 500 кг. металлический крест, мемориальные доски. Наша небольшая эскадра отправилась в Амурский лиман. Поездка прошла благополучно – груз и пассажиры добрались до места. Кстати, остров Байдукова расположен между Амурским лиманом и Охотским морем. Максимальная длина его 12 км., ширина 1 км. Назван в честь советского летчика – Героя Советского Союза Георгия Филипповича Байдукова. Нас встретили представители Николаевского казачьего общества во главе с атаманом Николаем Поскотиным. Они прибыли на остров специально, чтобы помочь в установке креста. По словам Николая Викторовича, около двух месяцев назад, они узнали историю о гибели шхуны, на которой домой возвращались солдаты с фронта. Она тронула их до глубины души, ведь почти у каждого россиянина кто-то из родственников прошел через горнило той страшной Второй Мировой войны. Казаки единогласно решили, что обязательно помогут. Тем более, что на Байдукове они планируют организовать казачью станицу, и появление здесь мемориального знака будет символично. Даже с помощью казаков перенести крест в глубь острова было проблематично. На помощь пришли рыбаки, местные жители. Их на Байдукове всего трое, техники-метеорологи местной метеостанции, одна из них женщина. Поясню, почему выбрали место установки мемориального знака не на берегу, а в глубине. Здесь возвышенность, вода во время приливов не доходит. Крест будет виден со всех сторон острова, рядом проходит фарватер, по которому идут небольшие суда. Моряки тоже будут видеть крест и останавливаться, чтобы отдать дань памяти. Еще одно важное обстоятельство: если от места мемориального знака провести предполагаемую прямую линию, то в 5 км. от берега будет точное место гибели шхуны.
Работы по установке креста длились до позднего вечера. Несмотря на возникшие трудности все основные работы были окончены вовремя. На следующий день оставалось устранить недоделки и ожидать прибытия делегации для церемонии открытия знака.
Утром, по пути к месту установки креста, мы долго любовались достопримечательностью дальневосточной фауны – белухами (белый кит), которых отлавливают в лимане, выращивают до определенного возраста и отправляют в дельфинарии. Завораживающее зрелище!
Пока находились на острове, в Николаевск прилетели представители Якутии. В центральной районной библиотеке у них состоялась встреча с А.М. Леоновым, главой района. Анатолий Михайлович поблагодарил гостей за приезд, вручил им памятные подарки и рассказал об истории города и района. Егор Егорович Винокуров, житель села Эжанцы, в свою очередь, поблагодарил А.М. Леонова, А.П. Шильцина, генерального директора ОАО «Николаевский морской порт» и А.А. Бронникова, генерального директора ООО «Восточный рыбокомбинат».
К 10 часам все работы по установке мемориального знака были окончены. Теперь оставалось только ждать. Ровно в полдень к острову стали приближаться несколько точек, которые быстро превратились в быстроходные катера. До начала официального мероприятия был осуществлен символический сброс траурного венка на том месте, где погибла шхуна. Церемонию, посвященную открытию памятного знака, начал А.М. Леонов:
– Навсегда останутся в нашей памяти два великих дня: 9 мая и 2 сентября 1945 года. Солдат, прошедших войну и не погибших на её фронтах забрало суровое Охотское море. Вечная им память и слава!
Е.Е. Винокуров говорил о необходимости, пока бьются наши сердца, сохранять память о воинах, которые своим мужеством и жизнью подарили нам мир на земле. Солдаты из Якутии были частью героического подвига советского народа. Егор Егорович выразил искреннюю благодарность всем, кто счел необходимым для себя принять участие в установке памятного знака, а также А.М. Леонову, А.П. Шильцину, Н. В. Поскотину.
С.А. Ларионов, отметил, делегация якутян приехала в Николаевский район со святой исторической миссией – увековечить память воинов-земляков. От души поблагодарил всех, кто принял участие в том, чтобы на Байдукове появился этот памятный знак.
Проникновенные стихи собственного сочинения П.В. Михайлапова, главного инженера ОАО «Николаевский морской порт» стали лейтмотивом всего происходящего.
…Пусть не сложилось лежать
Вам в родимой землице,
Вечная память в сердцах
Земляков сохранится!
Наступает торжественный момент. С памятного знака снимается белоснежная ткань. На мемориальной доске имена и фамилии 27 погибших. Аристарх, архиепископ Николаевский, отслужив молебен, освятил памятный знак и окропил святой водой всех собравшихся. После этого – фотографии на память. Уже на берегу гости долго не садились в катера – не могли налюбоваться мощью и величиной Амурского лимана.
А.С. Павлов, заканчивая свой материал, который прислал в «АЛ» отметил, что установка памятного знака – это достойная реализация призыва: «Никто не забыт и ничто не забыто». Настоящее важное дело было осуществлено совместными усилиями неравнодушных людей.
Олег ЕВСЮГОВ.
Фото Евгения Горяева.
Кто-то, желая смутить Пушкина, спросил его в обществе:
- Какое сходство между мной и солнцем?
Поэт быстро нашелся:
- Hи на вас, ни на солнце нельзя взглянуть не поморщившись.