Рекламный баннер 990x90px ban1
97.33
105.44
Рекламный баннер 728x90px main1

С книгой по жизни

Родилась Зинаида Бурлуцкая в селе Новопетровском Амурской области. Как фотографии, отпечатались в памяти и отчий дом, и переезд на одноколесном пароходе в село Богородское в 1930 году. Для родителей работы в селе не нашлось, и семья перебралась в село Дуди, где Зина пошла в первый класс. Бывало, в то тяжелое время школьная уборщица угощала детей вкуснейшими оладьями из белоснежной муки, и Зина несла заветные три оладышка домой, чтобы поделиться с сестрой и братом. Первый учитель, Георгий Иванович Овчинников, не будучи педагогом по профессии, научил читать-писать и сумел привить своим ученикам любовь к учению. Однажды им, первоклашкам, дали задание нарисовать портрет Ленина. Зина смогла лишь провести одну черточку, обозначив ею древко знамени – на этом её художественные поползновения закончились. Зато пробудилась невероятная тяга к чтению, которую всячески поддерживал отец, Дмитрий Иванович. В селе Булава, где девочка училась со второго по четвертый класс,  среди ульчей жили всего две русские семьи, и по вечерам отец собирал дома «литературный кружок» и читал вслух книги. Там, в селе, Зина узнала, насколько дружелюбно коренное население, подружилась с двумя ульчанками, Камой и Кемой, с которыми вместе играли в классики, собирали на сопке дикоросы. Когда же привезли в село первый кинофильм «великого немого» (речь идет о дозвуковом кино), восторгам не было предела. При демонстрации фильма «Закройщик из Торжка», который девочка смотрела как завороженная, крутили динамо-машину, так как электричества еще не было. Первый звуковой фильм, «Цирк», Зина увидела уже в Софийске, куда семья подалась в очередной попытке устроить жизнь. Именно там произошло незабываемое знакомство с произведением Н.Островского «Как закалялась сталь», особое же удовольствие доставляло изучение немецкого языка. Череда временных пристанищ завершилась с переездом в 1937 году в село Богородское, где Зинаида закончила десятилетнюю школу. За отличные отметки отец давал дочерям по рублю, и те сразу бежали в книжный магазин за новинками

– В доме были балалайка, гитара, мандолина – я умела играть на этих инструментах. – вспоминает Зинаида Дмитриевна. –  Благодаря отцу всей семьей играли в шашки, домино, ходили на лыжах. С 5 класса учили много стихов, прозаических отрывков, нас учителя в этом отношении не жалели, заставляли читать. Я читала сразу в 3 библиотеках – школьной, районной и партийной. Там выработала свою систему чтения: открывая для себя нового писателя, читала все его произведения, какие только можно было найти в селе.  Так освоила серию ЖЗЛ, Тургенева, французских энциклопедистов. В старших классах познакомилась с Ч.Диккенсом, Бальзаком. Повесть «Евгения Гранде» Бальзака – до сих пор моя любимая книга. В 9 классе из Шекспира прочитала все, что смогла найти. Читала быстро, много и, как говорится, запоем. До сих пор помню наизусть монолог Фауста из Гете, который учили в 10 классе.

Они, тогдашние школьники, всё время были заняты: секции, кружки, сдача нормативов БГСО, ГСО, БГТО, ГТО, ПВХО, увлечение лыжами – времени свободного не было, не говоря уже о праздном времяпрепровождении! Когда началась война, Зинаида училась в 10 классе. Параллельно со школьной программой, школьницы занимались на 9-месячных курсах сестер запаса для работы в госпиталях, на фронте. Они знали, как делать перевязки, умели готовить мази и лекарства по рецептам, подготовка была серьезная. Но врачом Зина не стала: своей мечтой она выбрала профессию учителя. Она уже с 6 класса знала, играя «в школу», что станет учителем. На волне «культурной революции», в стремлении учить других Зинаида обучала одну молодую неграмотную женщину. Мама, Анна Васильевна, будучи батрачкой и абсолютно неграмотной, благодаря дочери научилась писать.

 По окончании 10 класса в 1942 году Зинаиду в числе ещё вчерашних одноклассниц отправили по комсомольскому призыву в Николаевск учиться на педагога. Так она стала учителем начальных классов. Год проработала в селе Романовка Тахтинского района, там помогала колхозу в посадке картофеля. Села этого давно нет, а воспоминания остались. Потом уехала в ставшее уже родным Богородское – и попала, как говорится, из огня да в полымя: ей, 19-летней учительнице, сразу же пришлось браться за ремонт школы. Чтобы заготовить дрова на зиму, приходилось идти в лес, безо всякой охраны, имея в руках двуручную пилу и топор. Так что дрова пилить она умеет. Один случай чуть не стал роковым. Зимой, по пояс в снегу, с коллегой подпилили березу. А она возьми да упади на лиственницу. Пришлось хрупким женщинам подпилить и её. Чудом успели отскочить и сесть в снег – через мгновение перед глазами пролетела огромная лиственничная щепа. Попади она в лицо – снесла бы полголовы.

В Богородском Зинаида Дмитриевна учила детей до 1955 года, потом еще 4 года – в семилетней школе села Большемихайловское Ульчского района. За перемену успевала и тетради проверить, и занять себя и детей вышиванием. Любовь к рукоделию, привитая мамой, нашла свое воплощение в изящных изделиях, связанных крючком или спицами, мережках, вышитых крестикоом картинах, платьях, сшитых по собственным лекалам.    

– Дети слушали учителя, что называется, глазами, ушами и ртом. – отзывается о своих учениках Зинаида Дмитриевна. – Таких учеников, как в годы войны, больше не видела никогда. Ученикам давала установку – если выполним все задания, начну читать для них новую книгу. Этого момента ребята всегда ждали с нетерпением. Читали очень много, особенно любили рассказы о животных Сетона-Томпсона.

В 1947 году вернулся с фронта школьный товарищ Зины, Лев Дорофеев, он был старше девушки на 3,5 года. В 1941 году его призвали на фронт. В 22 года он уже воевал с немцами на передовой, участвовал в обороне Сталинграда. Отклонив предложение учиться в Академии генерального штаба, вернулся домой, в Богородское. В тот же год Лев и Зинаида поженились, взяли на воспитание девочку. Лев Михайлович работал инструктором, после – заведующим общим отделом, а  затем и секретарем в Ульчском райисполкоме. В 1946 Зинаида стала членом коммунистической партии. Однажды ей предложили работу инструктора в орготделе Ульчского райкома партии, но она отвергла заманчивое предложение. В свой первый отпуск (в войну работали без отпусков) поехала в Хабаровск, поступила на физико-математическое отделение в институте, сдала экзамены, проучилась первую сессию, но тут резко подвело зрение. Институт пришлось бросить.

Учительскую стезю Зинаида Дмитриевна успешно совмещала с участием в художественной самодеятельности, постановке пьес; пела, декламировала стихи – со сцены, можно сказать, не сходила. Так она стала заведующей отделом культуры Ульчского райисполкома. В этой должности в 1960 году побывала в Москве на курсах усовершенствования руководящих кадров. Там впервые увидела молодую Пахмутову, посетила дом-музей Ленина, Большой Театр.

В 1961 году семью перевели в Николаевск, и здесь Зинаида Дмитриевна приняла руководство Домом пионеров. В этом же году поступила на заочное отделение Высшей партийной школы. Совмещать руководящую должность с учебой оказалось тяжело, поэтому ушла во вторую городскую библиотеку, располагавшуюся сначала в деревянном здании на остановке «Чкаловская», а позднее – в здании кинотеатра «Волна». Но и там приходилось крутиться как белка в колесе. Проводили кружки, лектории, осваивали новые формы работы с читателями, которых, к слову сказать, всех знали в лицо. С учетом их вкусов, о которых работники библиотеки также были прекрасно осведомлены, сортировались полученные по почте книги.

По заверешении учебы в ВПШ Дорофеева получила предложение перейти на преподавательскую должность на кафедру политэкономии, но по семейным обстоятельствам вынуждена была отказаться. Это было второе за ее жизнь лестное предложение, встреченное её категоричным «нет». Перед окончанием ВПШ в 1965 году её назначили ответственным секретарем общества «Знание», председателем которого на общественных началах был Василий Яковлевич Турусевский. Зинаиде Дмитриевне на протяжении 12 лет, вплоть до 1977 года, удавалось успешно координировать работу лекторов-общественников и лекторов-международников по пропаганде знаний в области патриотического, духовно-нравственного воспитания, истории, культуры. Зинаида Дмитриевна мастерски владела аудиторией. Проводимые ею лекции и беседы всегда находили благодарного слушателя. Огромный багаж знаний, грамотная поставленная речь, природная интеллигентность, личная харизма, прямой визуальный контакт со слушателями без опоры на конспект – вот секрет её успеха и профессионализма, за которые она была признана лучшим лектором города. Её труд был высоко оценен президиумом Верховного Совета РСФСР, лично Г.А. Зюгановым.

За работу в качестве председателя добровольного общества книголюбов, существовавшем в Николаевске в 1978–1991 годы, З.Д. Дороховой было даровано факсимильное издание книги «Юности честное зерцало», изданной в 1717 году при Петре Первом. В 198 году Зинаида Дмитриевна стала победителем Всесоюзного конкурса книгочеев, проведенного редакцией газеты «Книжное обозрение», и вошла в сотню лучших книгочеев Советского Союза. За годы существования клуба книголюбов «Эврика» Зинаида Дмитриевна привлекла в клуб большое число людей, прививая им и поддерживая любовь к книге.

До выхода на пенсию З.Д. Дорохова три года работала в морпорту на совсем не привлекательной должности, но позволяющей осуществлять идеологическую деятельность на освобожденной основе. Просветительская работа требовала огромного приложения сил и времени, совмещать её с основной работой более не представлялось возможным, и Зинаида Дмитриевна с 1982 года полностью посвятила себя общественной деятельности.      

 

В 2000 году ушел из жизни Лев Михайлович, с его уходом потянулась полоса неудач, которые Зинаида Дмитриевна перенесла стоически, с достоинством. Снова подвело зрение – на этот раз женщина почти перестала видеть. Пять лет, по её словам, просто выпали из жизни: она не могла заниматься любимым занятием – читать, общение с внешним миром – только через телефон. В 2010 году – перелом ноги. Операцию хирург делать не стал, ограничился наложением гипса. Нога в итоге срослась неправильно, и теперь Зинаида Дмитриевна может передвигаться только по квартире и с костылем. По заказу была изготовлена специальная ортопедическая обувь, но ходить в ней очень тяжело. «Надо заново учиться ходить. Зима длинная – я сумею» – не падает духом женщина. Несколько лет назад ей была удачно проведена операция по восстановлению зрения, теперь она наверстывает упущенное, утоляя книжный голод. В ближайших планах – перечитать всю трилогию Жюля Верна, отреставрировать обветшавшие суперобложки книг, вот только краски акварельные надо приобрести.

Вся жизнь З.Д. Дороховой неразрывно связана с книгой. Полки и антресоли советской «Стенки» в её квартире в 2 ряда заполнены книгами. Гордость коллекции – 200-томное издание Библиотеки всемирной литературы, Всемирная детская литература, Пушкиниана. Собрания произведений мэтров классического детектива, писателей-фантастов, книги о животных, произведения поэтов и прозаиков расставлены в отведенных для них местах и в особом порядке. Любимая книга – «Великий Моурави» Анны Антоновской. Сейчас ежедневно решает примеры и уравнения из учебника по алгебре для старших классов, это – отличная зарядка для мозга. А зарядку для тела она делает каждое утро уже более полувека.

– У меня ни одна минута никогда не терялась даром. Люблю, чтобы жизнь кипела. Мой девиз по жизни: «Не позволяй душе лениться!» Главное – не распускать себя. Пока мы живем, у нас есть время пополнять свои знания. Учиться нужно все время. Если бы я сейчас поступила в какой-нибудь вуз, то училась бы легко! Я ещё молода и полна сил!» –  улыбается удивительная женщина, перешагнувшая только что 90-летний рубеж. Далеко не каждому суждено встретить столь почтенный возраст. Уважаемая Зинаида Дмитриевна! Пусть здоровье и силы не оставляют Вас, а жизнелюбие, душевная молодость и оптимизм – помогают пережить все трудности! Пусть каждый день приносит радость и положительные эмоции, ведь это и есть залог долгожительства!

Юлианна МЕЖАКОВА.

5332

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 728x90px main2
Рекламный баннер 240x200px right1
Рекламный баннер 240x200px right2
ПоздравленияВсе
Рекламный баннер 240x200px right3
АнекдотВсе

Кто-то, желая смутить Пушкина, спросил его в обществе:
- Какое сходство между мной и солнцем?

Поэт быстро нашелся:
- Hи на вас, ни на солнце нельзя взглянуть не поморщившись.