Рекламный баннер 990x90px ban1
93.29
99.56
Рекламный баннер 468x60px main1

По зову сердца

Пели все – от мала до велика. Смешные и задорные частушки, патриотические, старинные лирические песни звучали и в будни, и в праздники. Возвращаясь с работы на кунгасах по Амуру, уставшие родители заводили неторопливые, красивые сибирские песни и обязательно с подголосками. Сколько глубокого смысла, сколько широты и мощи! Тексты переписывались из журналов, а музыку по нотам подбирал на мандолине старший брат Георгий. Еще маленькой девочкой она знала все песни наизусть. В то далекое время деревенские дети не чувствовали себя обделенными в том, что было доступно в городе. Читали одни и те же книги, пели одни и те же песни. Преподавание в школе было полноценным, потому что учителя все были достойные и высокопрофессиональные.

В многодетной семье Кухтиных царил культ книги. В семье читали все. Маленькая Тоня читала Конан Дойла, Чехова, очень любила басни Крылова. Отец, закончивший церковно-приходскую школу, свободно помогал старшим детям решать задачи по математике даже за 6-7 классы. В доме тогда не было электричества, вечерами все садились за общий длинный стол с керосиновой лампой и читали. Однажды, читая Гоголя «Вий», она от страха запрыгнула с лавки на стол. Отец, узнав, что читает младшая дочка, разрешил продолжать читать сидя на столе. Так не очень страшно.

В деревне был самодеятельный театр при клубе, в котором ставились самые разнообразные пьесы. На премьеру все взрослое население собиралось в клубе и, чинно беседуя, обсуждали международное положение. Одной из тем постановок была тема открытия 2-го фронта во время Великой Отечественной войны. Сидя на руках у матери, Антонина ничего не понимала, но знала, что раз взрослые это обсуждают, значит, так надо. Она, как и все дети, любила слушать взрослых, если было позволено. Они учились красиво и правильно говорить, как артисты на сцене. Взрослые, зная это, никогда не позволяли себе в речи ничего лишнего и непозволительного.

Однажды на уроке литературы в 7 классе у учителя Александра Дмитриевича Росугбу за «Капитанскую дочку», я – отличница, получила «тройку» и не придала этому значения. На следующий урок снова – «3». У другого учителя литературы были «пятерки», но меня это уже не устраивало. Вопрос, почему тогда была «тройка», не давал мне покоя много лет. Ответ пришел сам собою тогда, когда я стала учителем русского языка и литературы, когда стала активной участницей краевого методического объединения. Дети обожают исследовательскую работу, и это надо им дать. Их надо учить не просто пересказывать текст, а научить читать между строк, анализировать, говорить от себя, свободно общаться с аудиторией.

– Тема урока о творчестве Л.Н. Толстого, – вспоминает Антонина Алексеевна. – Даю задание одному из учеников на следующем уроке обобщить тему. Он сказал:

– Это не интересно. Не хочу толочь воду в ступе, вот если бы задание с «орешком» (то есть с проблемой), я с удовольствием подготовлю.

Прием «орешек» на уроках А.А. Кухтиной работал безотказно. Дети с удовольствием «щелкали орешки» на любую тему. Они как губка впитывают буквально все, что им интересно.

Верить детям, давать им больше самостоятельности – неоспоримое правило А.А. Кухтиной. Некоторые темы на уроках объясняли сами школьники. Еще один пример из практики Антонины Алексеевны по теме «Символизм». Одному из учеников было дано задание на дом проанализировать 4 стихотворения Блока. Пришел на следующий день и говорит учителю: «Прочитал и ничего не понял, сплошной туман!» На что учитель ответила: «Молодец, ты понял главное! Ты покажи этот туман классу, да так, чтобы поняли». И показал. Все дети с легкостью на других стихотворениях показали признаки символизма.

А.А. Кухтина призналась, что любила работать с сильными классами. С ними труднее, но интереснее. Надо всегда соответствовать и быть во всеоружии, а еще постараться чем-то удивить. Однажды Антонина Алексеевна объявила ученикам, что следующий урок русского языка будет в сквере. Искать причастия в живой природе всем понравилось, а главное – тему урока все усвоили быстро и легко. Позже этот прием она применила в другом классе, и снова все получилось. Антонине было тогда 25 лет и такие уроки были для нее открытием. Только постигнув секреты мастерства преподавания, она, наконец-то, смогла найти ответ на свой давний из далекого детства вопрос. Тогда начался период ее личного творчества и творчества в преподавании. Было интересно, пламенно и страстно. Это было поистине золотое время. И жить, и работать хотелось.

Опыт Антонины Алексеевны по обучению школьников русскому языку и литературе изучали, обобщали на многочисленных методических объединениях учителей. 7 лет она читала лекции в краевом институте усовершенствования учителей.

Энтузиаст своего дела А.А. Кухтина много лет с особым удовольствием и безвозмездно вела внеклассную работу с творческими и одаренными детьми. С трепетом рассказывала о совместном творчестве с Александром Лепетухиным, которое начиналось в 10-й школе. В школе № 2 в собственном пресс-центре вместе с детьми вели живую сатирическую газету «За ушко и на солнышко» с еженедельным приложением «Крокодил», издавали рукописные альманахи, сочиняли стихи и прозу в миниатюре, печатали их в местной газете. «А какие мы в школе проводили литературные вечера!» – воодушевленно восклицает Антонина Алексеевна. «Есенин, Цветаева, Окуджава! Пели, читали стихи!» Сколько любви, искренности и одухотворенности было в ее словах, когда она говорила об этом!

Литературное творчество – это великие, бескрайние просторы для самовыражения. Разные авторы, разные эпохи, разные герои. Есть столько возможностей для развития детей. Они в этой благодатной среде растут на глазах.

С началом работы газеты «М-Пресс» реализовалась ее давняя мечта – объединить творческих людей. Сегодня этот целеустремленный и неравнодушный человек является направляющим центром творчества нижнеамурцев. С помощью А.А. Кухтиной и при ее непосредственном участии вышли в свет сборники стихов и очерков местных авторов: Рутена Аёшина, Лилии Яшиной, Нины Световой, Людмилы Михайловской, Людмилы Хворостовой (Южаковой), Николая Кошелева и других. С авторами проводятся интересные встречи в школах и учреждениях города.

Ее единомышленники и помощники – бывшие ученики, ставшие прекрасными учителями. Со многими Антонина Алексеевна поддерживает тесную связь до сих пор и гордится ими. Это Марина Шилова, учитель литературы школы № 5, Оксана Чернухина, завуч школы № 2, учитель литературы, Ольга Шалупенко, директор школы № 1, учитель литературы, и, конечно же, библиотечные работники. В детской библиотеке А.А. Кухтина постоянный и почетный гость. Ей всегда рады. Все ее идеи и проекты поддерживаются, с успехом реализуются. Все свои знания и умения она старается использовать во благо людям.

– Я всегда с благодарностью вспоминаю всех своих учителей и наставников, которые приняли участие в формировании меня как учителя, – продолжает Антонина Алексеевна. – Коллега по школе и наставник в течение многих лет Евфалия Ивановна Васильева, методисты краевого института усовершенствования учителей Серафима Мироновна Болдышева, Инна Зиновьевна Стрелова, Людмила Васильевна Линник. Мне посчастливилось слушать лекции московского методиста Льва Саломоновича Айзермана и ленинградского методиста Дмитрия Николаевича Мурина. Серьезное влияние оказал опыт работы учителя из Хабаровска Нины Лазаревны Герцвольф.  Обучая нас, они вкладывали в каждого частичку своей души. Полученные от них знания были на всю жизнь. Я всегда стремилась соответствовать требованиям, которые предъявляло время.

Антонина Алексеевна награждена медалью «За доблестный труд», знаком «Отличник народного образования», присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР», ее имя занесено в энциклопедию лучших учителей Дальневосточного региона («Одаренные дети – будущее России»). Избиралась делегатом XIV съезда профсоюзов СССР. Ее имя заносилось на краевую Доску почета и трижды – на городскую. Почетных грамот не счесть. А.А. Кухтина заслуженно носит звание Почётный гражданин Николаевска-на-Амуре.

Еще много и долго можно говорить об этом замечательном и мудром человеке, ведь жизнь Антонины Алексеевны и сейчас наполнена интересными и яркими событиями. У нее есть уникальная способность – гореть самой и зажигать других.

Ясно утро,

Тихо веет легкий ветерок,

Луг как бархат зеленеет,

В зареве восток.

Лучше и не скажешь. Знакомый пейзаж, вся картинка в этих словах, не правда ли?

Ирина СЕРГЕЕВА.

6642

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 468x60px main2
Рекламный баннер 240x200px right1
Рекламный баннер 240x200px right2
ПоздравленияВсе
Рекламный баннер 240x200px right3
АнекдотВсе

Кто-то, желая смутить Пушкина, спросил его в обществе:
- Какое сходство между мной и солнцем?

Поэт быстро нашелся:
- Hи на вас, ни на солнце нельзя взглянуть не поморщившись.