Сайт загружается...

  • 16 +

    Страсти по ОДН, или ОДиН в поле не воин?

    Просмотров: 1091 Комментариев: 0 2014.12.11

    Очередной выпуск рубрики «Вопрос недели» продолжает тему, поднятую в прошлом номере «АЛ». Напомним, что в статье «ДЭК-потрошитель» были разъяснены некоторые моменты, касающиеся начисления ОДН за потребленную электроэнергию, а также приведены результаты опроса, проведенного в одной из социальных сетей. Вопрос, на который отвечали горожане, был сформулирован так: «УСМАТРИВАЕТЕ ЛИ ВЫ НАРУШЕНИЯ В НАЧИСЛЕНИИ ОДН?» Сегодня, как и обещали, приводим отдельные комментарии участников опроса и жителей города, отважившихся бросить вызов ОДН.

    Забегая вперед, оговорюсь, чтосегодня, пожалуй, тот самый случай, когда название рубрики не оправдывает свое название, поскольку вопрос, заданный нами респондентам, выходит по своей актуальности и злободневности далеко за пределы недели. Более того, наш вопрос порождает массу новых вопросов, количество которых растет в геометрической прогрессии: сколько уж сказано–писано про пресловутый ОДН, страсти по нему не утихают.

    Анастасия:

    Унас в подъезде светит всего одна лампочка, последнее ОДН было около 250 руб.!

    Екатерина:

    Проживаем по ул. Орлова, 5-а. В  подъезде бесконечная грязь, животные справляют нужду, все это так пахнет… Заходишь в тёмный подъезд (освещения практически нет) и боишься наступить или наехать коляской на какой-нибудь «сюрприз»! А квитанции с начислениями за ОДН приходят исправно - каждый месяц!

    Валерий:

    Зачем вообще нужны индивидуальные счетчики, если оплачиваем не по ним, а как кому-то хочется? Считаю, что контролеры недорабатывают, не принимают действенных мер к тем, кто вообще «забил» платить. Вот мы за них и платим. Это же факт, а не лампочка в подъезде. К тому же, в подъезде лампочки, которые автоматически включаются только на некоторое время. В  прошедшем месяце мне насчитали ОДН по первой квитанции 99 кВтч на сумму 250 рублей 47 копеек. Соседу по подъезду насчитали 250 (!) кВтч на ОДН. Это же с ума сойти. Когда стали возмущаться (а многие заявили, что вообще не будут платить ОДН), принесли вторые квитанции, сообщив, что первые якобы были ошибочными. Во второй раз мне насчитали ОДН 39 кВтч. Считаю, что это самый натуральный обман населения, думаю, что со мной согласятся многие. Не может быть таких больших общедомовых затрат, как будто мы оплачиваем не горение одной-двух лампочек в подъезде, а по крайней мере работу пекарни, которая печет хлеб на всю улицу.

    Михаил:

    ОДН – Общее Дурение Населения.

    Татьяна:

    Сами же молчим, принимаем  как должное. А вот никто этим не занимался, а тут обдуривание на виду.

    Михаил:

    – Занимались, и даже юристы, и даже судились. Кратковременный успех.

    Татьяна:

    Закреплять успех надо.

    Михаил:

    Бесполезно.

    Сказал Михаил, как отрезал. БЕСПОЛЕЗНО ЛИ? На этот счет есть мнения людей, прошедших и огонь (электричество), и воду (в буквальном смысле), и медные трубы (в нашем случае водопроводные). Елена Викторовна, неработающий пенсионер – из войны с ОДН вышла победителем:

    ­– В начале 2013 года в квитанциях за электроэнергию на общедомовые нужды значилась цифра в 33 кВтч. За разъяснением, откуда взялись такие большие начисления, я обратилась в управляющую компанию и Энергосбыт.   Мне объяснили схему расчета ОДН. Но загвоздка была в том, что Энергосбыт использовал неверную цифру площади нежилых помещений, используемую в формуле расчета, – 2308 кв.м. Реальная же площадь была в 4 раза меньше, это подтвердила справка от БТИ. Я обратилась в прокуратуру. В управляющей компании, куда я предоставила новый технический паспорт с реальными цифрами площади нежилых помещений, мне сделали перерасчет.  В сентябре того же года в нашем доме установили общедомовой прибор учета электроэнергии, и сейчас объем потребленной электроэнергии по ОДН составляет 9–10 кВтч, что соответствует реальной картине. 

    Не согласна была Елена Викторовна и с начислениями ОДН за горячую воду, включающими плату за полив насаждений (зима на дворе, какие насаждения?), мытье лестничных площадок. В управляющей компании ей выдали справку, что в запрашиваемый период времени не было вынужденных сливов, аварий, повреждений, поливов. С этой справкой и другими документами обратилась в прокуратуру. Мировой судья вынес решение в её пользу, и несмотря на апелляционную и кассационную жалобы ОАО «ДГК», решение осталось без изменения. Разумеется, был сделан перерасчет. Сейчас пенсионерка готовит в суд еще один пакет документов с намерением отвоевать у ЖКХ право не оплачивать непроизведенные услуги. Дело в том, что в перечне услуг и  работ (за которые берется плата с жильцов) по содержанию общего имущества в МКД  значится техническое обслуживание водосточных труб, которых и в помине-то нет и никогда не было. За 2011–2012 год был произведен перерасчет за отсутствие водосточных труб, но из перечня работ в 2013 году эти самые трубы не убрали, сумма осталась та же. Елена Викторовна, тем не менее, намерена идти до конца. До победного конца, разумеется.

    Как только не «расшифровывается» в народе ОДН! «Общее Дурение Населения» – с легкой руки Михаила (смотрите выше). Для пенсионера Василия Ивановича Луцева война со зловещей аббревиатурой прошла под лозунгом «Отдайте Деньги Наши!»:

    – В феврале прошлого года попалась мне как-то на глаза статья в одном журнале, в которой сообщалось, что ОДН, оказывается, отменен в ряде субъектов в 2013 году. Я заинтересовался. Обратился в прокуратуру…  

    Ситуацию комментирует старший помощник Николаевского-на-Амуре городского прокурора С.А. Головин:

    – В Николаевскую-на-Амуре городскую прокуратуру весной 2014 года поступило обращение от гражданина В.И. Луцева о несогласии с начислением  ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» счетов за горячее водоснабжение на общедомовые нужды. Гражданин считал, что горячая вода на ОДН в его доме не потребляется в связи с тем, что помывка полов управляющей компанией не производится, никаких аварий и промывок в течение длительного периода в общедомовой системе горячего водосабжения не производилось. Прокуратурой по данному факту организована проверка, совместно с представителем управляющей организации («Частный ЖЭК») была обследована общедомовая система ГВС. В  результате обследования установлено, что единственное место, где есть техническая возможность произвести отбор горячей воды из общедомовой системы ГВС, находится в элеваторном узле, расположенном в подвале дома, где проживает гражданин Луцев. Тепловой узел оборудован шаровыми кранами для сброса воды, вход в подвал ограничен запорным устройством, единственный ключ находится в ООО «Частный ЖЭК». Указанное свидетельствует о том, что никто иной, кроме представителей управляющей организации, не мог проникнуть в указанное помещение и, соответственно, воспользоваться водой из общедомовой системы ГВС. Кроме того, в управляющую организацию прокуратурой была запрошена информация о том, проводились ли какие-либо работы, требующие использования воды из системы горячего водоснабжения на ОДН с января 2013 года по март 2014 года включительно. Был получен ответ о том, что никаких подобных работ  в указанный период времени не проводилось. Из чего следует, что начисление ОАО «ДГК» платы за ОДН является необоснованным. Это явилось основанием для обращения прокурора в суд в интересах гражданина. По результатам рассмотрения иска мировым судьей принято решение об удовлетворении исковых требований. Суд обязал ООО «ДГК» произвести перерасчет за весь период неоказанных услуг и зачесть оплаченные средства в счет будущих платежей. С данным решением ОАО «ДГК» не согласилось, обжаловало его в Николаевский-на-Амуре городской суд. 21 ноября состоялось рассмотрение апелляционной жалобы на решение мирового судьи городским судом, в результате чего принято решение об оставлении решения мирового судьи без изменения. В данном случае это является пока единственным прецедентом, когда суд удовлетворил требование прокурора в интересах граждан именно по тому основанию, что услуга фактически не была оказана.

    – Для того, чтобы имелись основания для перерасчета, необходимо установление факта, что услуга не была потреблена. Для этого необходимо провести обследование общедомовой системы ГВС  и получить доказательства, предоставленные управляющей компанией, которые бы подтверждали,  что она не оказывала услуг, требующих использования горячей воды. Если нет доказательств расходования горячей воды на общедомовые нужды, суд признает требования прокуратуры в интересах граждан обоснованными, – резюмирует складывающуюся тенденцию в судебной практике судья Николаевского-на Амуре городского суда Л.В. Рогаченко.

    Однако говорить об окончательной и безоговорочной победе В.И. Луцева над ОДН пока рано, поскольку ОАО «ДГК» вправе подать кассационную жалобу в Хабаровский краевой суд, который проверит законность решения, вступившего в законную силу. Только после этого можно делать вывод относительно нарабатываемой практики в решении подобных вопросов.

    Что же касается ОДН в вопросах электроснабжения, прокуратурой регулярно проводятся проверки по обращениям граждан, не согласных с размером начисления оплаты за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды.  По результатам проверок неоднократно выявлялись факты, когда ДЭКом неверно были произведены расчеты потребления электроэнергии на ОДН в связи с использованием неверных данных площади помещений МКД, в результате производились расчеты с завышенным количеством потребленных киловатт. Кого в этом винить? Несовершенство и запутанность системы, злой умысел или пресловутый человеческий фактор? И что делать? В поисках ответов на эти вопросы (а мы предупреждали, что вопросов будет много!) первая инстанция, где следует искать правду и требовать полный отчет об оказанных (или неоказанных) услугах, – ресурсоснабжающая организация и управляющая компания.  Если же предоставленные ими сведения вы сочтете неудовлетворительными, а начисления ОДН незаконными, вы вправе обратиться в ряд органов, к коим относится Главное контрольное управление Правительства Хабаровского края, осуществляющее государственный жилищный контроль на территории края, и в прокуратуру.

    Наверное, читатель подумает, что со страниц газеты мы настраиваем народ против ЖКХ, хотим всколыхнуть ряды недовольных начислениями и спровоцировать поток обращений в прокуратуру и суды. Хотелось бы избежать перегибов. «Вставай, страна огромная! С вилами на ОДН» – это не наш лозунг, поверьте. Вот чего действительно хочется, так это добиться прозрачного взаимодействия и честного диалога между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими/управляющими организациями. Когда-нибудь.

    Юлианна МЕЖАКОВА.

  • отправить другу
  • распечатать

Ещё по теме:

Фотогалерея